• Александра Саницкая
    Психолог

  • Говорить ли с детьми про экстремальные ситуации?


21-10-2017

Говорить ли с детьми про экстремальные ситуации?

Я слышала много раз, живя в детстве в сейсмоопасном районе, о том, что необходимо делать во время землетрясения. Встать в дверной проход, залезть под стол, между толчками взять сумку, покинуть здание… прокручивала в голове это много раз. Но реальная ситуация землетрясения переживалась совершенно иначе. Все вылетело из головы в миг и только четкие родительские инструкции помогли не растеряться и правильно действовать. Встань. Одевайся. В проход. Возьми. Идем.


В институте стало понятно почему теория не работает. Психика и тело устроены так, чтобы реагировать на стресс максимально быстро, действовать - бежать, прятаться, сражаться. Медленные погибали. И внутренняя "система безопасности" не надеется на лобные отделы коры головного мозга. Рассчитывать что детям или взрослым в критической ситуации поможет теория не стоит.

С психологической точки зрения практически бесполезно говорить с ребенком о безопасности. Это поможет успокоиться, что вы выполнили свой долг. Но мало поможет ребенку в экстремальной ситуации. А вот тренировки помогут.

Но я сталкиваюсь с тем что родители боятся говорить с ребенком о безопасности, не говоря уже о том чтобы тренироваться с ребенком вести себя правильно. Боятся потревожить, напугать, нанести вред. За этим скрываются собственные страхи и неуверенность в том, что надо делать в экстремальной ситуации. Только единиц учили на практике, у остальных лишь расплывчатые куски знаний.

Задайте вопрос - что бы вы делали, если бы потерялись? Что бы вы делали если бы на вас напали? Мозг хитро подсунет картинку из учебников или брошюр. Но когда я попрошу взрослых это проиграть - все теряются. Надолго. Что говорить? Как реагировать? Что делать сначала? Даже в спокойной обстановке. А теперь прибавьте зашкаливающий адреналин. А потом то что вам 5 лет. Все!

Как это выглядит поэтапно?

1) Ситуация - испуг, страх - естественная реакция на ситуацию угрозы(мнимой или реальной). Избежать этой стадии невозможно.

2) Замешательство, ступор, попытки понять что происходит и что делать. Отсюда есть два варианта развития реакций.

3) Если на 2 этапе не включается хотя бы частичное узнавание ситуации, не находится быстрых решений что делать, тогда страх усиливается и перерастает в панику. Снижается уверенность в своих способностях противостоять, паника нарастает от ощущения безысходности. Дальше идет паническое бегство или оцепенение. На этом этапе начинаются все хаотичные действия.

Если на 2 этапе находятся моментальные решения, то это предотвращает развитие панической реакции. Это поворотный момент. И чем страшнее ситуация, тем быстрее все будет происходить. Тем проще и быстрее должны быть решения.

Как и с любым навыком, будь то плавать, ездить на велосипеде, танцевать, целоваться, драться - сколько бы вы не знали теории - уверенность не появится, пока ваше тело не натренируется.

Организованная, поэтапная тренировка навыков с учетом возраста не нанесет вашему ребенку психологических травм. Отработка "навыков выживания"(не важно в городе или нет) всегда придает уверенности. Даже если и будоражит, впечатляет в момент учебы - в длительной перспективе дает большую устойчивость.

Если вы напуганы, то позаботьтесь что бы самому успокоится, узнать, потренироваться, обрести уверенность. От Вас ребенок сможет научиться самообладанию и конкретным навыкам выживания.

Что бы не оставлять Вас только с теорией, вот шаги для родителей:

0) Выдыхаем. Все в порядке, есть время и ресурсы справиться с задачей, научить ребенка поведению в экстремальных ситуациях. Нет ничего сверхъестественного.

1) Составляем список возможных экстремальных ситуаций(понимаю что тревожно, и думать про это не хочется). Гуглим, на случай если что-то забыли.

2) Пошагово пишем что должен делать ребенок того возраста что у Вас. Без приставок НЕ. Коротко, четко, ясно. Так что бы не то что ребенок, ваш хомячок мог бы понять. Гуглим.

3)Шаг за шагом показываем что делать. Сами, телом, голосом. Повторяем это с ребенком вместе. Не пропускаете ничего. Потом просите его повторить самостоятельно, несколько раз, в разных местах, разное время.

4)Если не уверены как правильно надо вести себя - гуглим курсы по безопасности, где Вас и вашего ребенка научат.

Экстремальная ситуация оборачивается резким "отупением". И 100% работает только отрепетированное, вызубренное "спинным мозгом". Если Вы в растерянности - обращайтесь за помощью заранее. Если Вас не учили - то и Вам будет сложно научить. Это нормально. Курсы, инструкторы, другие родители и прочее Вам в помощь.

С уважением, Александра Саницкая

Назад


Видеоканал


ВСЕ ВИДЕО



    Отправить сообщение или записаться

    Поля, отмеченные * обязательны для заполнения.



    Группы, лекции

    Группа уютной адаптации "Перелетные птицы"

    Если вы уже совершили прыжок в неизвестность — переезд, у нас есть для Вас хорошее место для уютной адаптации. Приходите, расскажите как Вам живется на новом месте. Возможно, Вы переехали вчера или 8 лет назад, один\одна или с кем-то. И если Вы чувствуете, что Вам трудно обжиться, что-то не дает укорениться и почувствовать себя расслабленно и счастливо — тогда наша группа для Вас.

    Подробно